Янтры и Мандалы

Индивидуальные и общие картины для медитаций на основе древней символики янтр и мандал.

Янтры? Мандалы? А мне то это зачем?

Очень часто именно так начинается диалог со многими людьми, которым не близки восточные практики самосовершенствования в силу культурных различий. Надо отдать им должное, поскольку благодаря ответам на такие вопросы, я сам для себя объясняю то, что делаю.

Итак, что же я делаю? Я пишу картины. Индивидуальные и не очень. Под заказ и просто так. Но многие картины, которые я делаю по просьбе конкретного человека, сильно отличаются от того, что принято понимать под этим словом. Да, в художественном плане, это и картина тоже, но особая по «содержанию». Здесь я позволю себе небольшое «лирическое» отступление.

Любое художественное произведение, будь то музыкальная симфония, роман или картины оказывают на нас определенное воздействие, которое может выражаться в смене настроения, физического состояния, в редких случаях, подвигнуть на кардинальные перемены в жизни. Почему такое происходит, вроде бы понятно: наше сознание воспринимает эмоциональные образы, заложенные в этих произведениях. Но бывают случаи непонимания, а порой и неприятия отдельных «творений», что не всегда является поводом обличить «художника». Наверняка у каждого из нас есть «вещь» близкая и приятная, согревающая душу, радующая сердце и т.д., а встречаются и совершенно иные. И тут вспоминается старая пословица, что на вкус и цвет – товарища нет. Просто эти «образы» выходят за круг нашего повседневного восприятия и требуют усилия для понимания. Конечно, западная и восточная художественная традиция отличаются, в некоторых случаях кардинально. Но мы не будем углубляться в «психологию восприятия». Для этого есть специалисты и их «фундаментальные» труды.

Во всех видах искусства мы создаем параллельный мир, связанный с реальностью посредством нашего сознания. Уже первобытный человек пытался воплотить свои представления о мире в форме наскальных рисунков и культовых фигурок, которые превращал в объекты созерцания. Но помимо реалистических до мельчайших деталей, изображений, сформировался большой пласт искусства, в котором основную роль играет сочетание и ритм различных форм, «мелодия» цветов и глубокий смысл изображения. Символ – это творческое выражение непостижимого, выходящего за рамки понимания человека. Символы появляются задолго до возникновения письменности, выполняя функцию передачи разного рода информации, как ритуально-магического, так и обыденного характера. В этом отношении верха совершенства достигает египетская символика. До нас дошло и их умение изобразить не только реально существующие объекты, но и формы, связанные с определенными психическими состояниями. Тысячелетиями многие символы наполнялись содержанием, передавались потомкам через культурную и генетическую память. И сегодня они напрямую, или опосредовано, сохраняют свое влияние на нашу жизнь, наше восприятие мира.

Но вернемся к началу: что же я делаю, при чем тут какие то символы, еще менее понятные янтры и мандалы. Янтра  – на санскрите означает «инструмент», «машина», «механическое устройство» и происходит от слияния корня yam (контролировать, подчиняться, сдерживать) и суффикса –tra (со значением инструмент). Со временем значение распространилось на религиозные практики, поскольку точно описывало назначение янтр как инструмента. Янтра в более узком смысле слова – это и есть символ, графическое изображение определенных энергий, которые выходят за рамки привычного для нас мира. То есть янтра – это некий рисунок, который используется для созерцания. Мы глядим на него, и меняемся. Поэтому для удобства некоторые из своих картин я называю Янтрами (или мандалами), поскольку они выполняют задачу трансформации, расширения нашего сознания.

Янтры существуют в ведийской, тантрической и буддийской традициях, каждая из которых приспосабливает использование янтр к собственным философским идеям. Ведийские янтры – самые старые. Тантрические – самые многочисленные и разнообразные. Буддийские мандалы («мандала» – букв., «круг») отличаются от янтр, будучи более сложными комбинациями образов.

И мандалы и янтры геометрически сбалансированы и обычно имеют центр симметрии. Янтры представляют собой приятные в эстетическом отношении изображения и вызывают спонтанную зрительную концентрацию. Причем Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой традиции. Их огромное количество и предполагает множество уровней классификации. Нечто подобное янтрам и мандалам создавалось и в других культурах, но не получило такого практического и             содержательного применения.

yantra1

В своих картинах я использую символику различных традиций, в зависимости от поставленной задачи. Основная цель подобной работы выражение не моих собственных чувств и переживаний, а создание произведения, побуждающего зрителя к определенным внутренним изменениям (активизация интеллектуальной деятельности или творческих способностей, общая стабилизация эмоциональной сферы, гармонизация пространства и т.д.). При этом Вам совершенно не обязательно быть йогом, практиковать медитацию или разбираться в восточной философии. Как показали научные исследования, большинство древних символов оказывают на нас положительное, гармонизирующее влияние независимо от того, понятен нам их смысл или нет.

Эти образы доступны нашему подсознанию, а все остальное нам нужно для убеждения своего сознания в том, что это работает.

Как показывает моя многолетняя практика, подобные янтры могут дать Вам новую энергию, положительно влияют на то пространство, в котором находятся, помогают изменить жизнь и открыть в себе новые возможности.

Slavyanskaya00